Часто возникает вопрос — водить ли на дополнительные занятия ребенка в 3-5 лет, на какие кружки водить, не устает ли ребенок, как все успевать?

Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу дополнительных занятий в раннем возрасте на своем опыте.

У меня двое детей. Старшей дочери — Кристине 5 лет, младшей Ярославе-2 года.

5-летняя Никитина Кристина — за 1 год стала лауреатом более 30 Международных и Всероссийских конкурсов в номинации «эстрадный вокал» в Москве, Подмосковье, Санкт- Петербурге, Ростове-на-Дону, участник более 30 концертных программ, гала-концертов, кастингов на ведущих телеканалах, участник концертной программы в честь открытия Чемпионата мира по футболу- FIFA-2018. Выступления можно посмотреть на сайте nkristina.ru

Помимо вокала, которым она занимается со мной дома, Кристина посещает 2 раза в неделю школу хореографии, 3-4 раза в неделю подготовительное отделение музыкальной школы (класс фортепиано), 2 раза в неделю — секцию плавания в бассейне, 2 раза в неделю – спортивные бальные танцы. Да, чуть не забыла, она ходит в детский сад.

Как мы это все успеваем?

Идеями раннего развития я увлеклась, будучи беременной, прочитала массу литературы, ознакомилась со многими методиками, которые были популярны среди мам в тот момент. До этого я проводила музыкальные занятия по вокалу, фортепиано с малышами более 10 лет. Но когда появились свои дети, я еще больше углубилась в изучение этой темы. Как человек — практик, я все проверяю на своем опыте. И сейчас хочу им поделиться.

Нужны ли дополнительные занятия ребенку? Я считаю, что нужны, если не ставить цель, что ребенок во всем должен достичь максимальной планки. Родителям не стоит ожидать, что ребенок везде будет делать успехи. До 3 лет мы лепили практически каждый день из пластилина, рисовали ватными палочками, ладошками, Кристина знала цифры до 10 и все буквы, число прочитанных мной вслух детских книг приблизилось к 200.

В 3 года я решила отдать Кристину в хореографическую школу на подготовительное отделение. Почему? Она очень хотела танцевать, танцевала много дома, просилась на танцы. В тот момент рядом с нами не было танцевального коллектива, где принимали таких крох. Она прошла конкурсный просмотр — он проводился без родителей в отдельном кабинете. Я просто записала ее по принципу: раз нравится- попробуем ходить.

Что такое хореографическая школа в 3 года? Это прежде всего дисциплина. Четкое расписание, авторитет педагога, строгие требования к внешнему виду. Соблюдение правил не только детьми, но и родителями. Представьте, уже 3 года подряд одно из занятий проводится по воскресеньям с утра.

Также в 3 года Кристина стала посещать занятия по раннему эстетическому развитию в школе искусств, где была лепка, ритмика и музыкальный театр, мы продолжали дома петь. Через год я поняла, что она дисциплинированная и выносливая, может попробовать свои силы в других направлениях. В 4 года добавился бассейн, бальные танцы, в 5 лет — музыкальная школа.

Как ребенок справляется с нагрузкой?

Наш график четко расписан, занятия проходят с сентября по май во все дни в недели. В выходные дни занятия, как правило, до обеда. Иногда, когда в выходные конкурсы или мероприятия, занятия приходится пропускать. Иногда жертвуем садом, если дополнительные занятия или конкурс в будни, то в сад не вожу. Я стараюсь расставлять приоритеты, что важно для ребенка именно в данный момент.

Занятия, на которые ребенок ходит с интересом, а не по принуждению, для ребенка становятся частью жизни. А вот именно интерес, азарт, доступность для восприятия уже зависит от педагога и тренера. С педагогами нам повезло.

Когда видишь, с какими сияющими глазами ребенок выходит после занятий, понимаешь, что ему это нравится и нужно продолжать занятия. Дома у нас постоянно импровизированные концерты — игра на фортепиано, танцы, пение. Младшая дочь тоже во всем этом участвует, подражает и копирует старшую. Когда ходишь на занятия 3-й год, видишь результаты, то вопросов нужны эти занятия или нет — уже не возникает.

Танцы и хорошая физическая подготовка нужны любому ребенку, они воспитывают силу воли, выносливость, чувство ритма. Занятия музыкой развивают творческое мышление, эмоциональную сферу. Занятия на фортепиано — мелкую моторику, музыкальный слух. Плюс ко всему — это источник вдохновения и удовольствия.

Представьте, ребенок в возрасте 4- 5 лет каждый день посещает дополнительные занятия. Причем эти занятия находятся в основном за 10-15 км от места, где мы живем, машину я не вожу, добираемся на такси и на общественном транспорте. Да, я езжу с двумя детьми, с младшей дочерью Ярославой мы ждем Кристину с занятий, в это время гуляем, читаем, рисуем. Ярослава с 6 месяцев «катается» со мной.

Как выглядит наш обычный день?

За 40-50 мин до занятия мы выезжаем, чтобы не опоздать. От 30 мин до 1 часа длится занятие и еще 40-50 мин на дорогу обратно. Итого- 2,5- 3 часа в день.

Младшая дочь за кулисами с 6 месяцев. Сопровождаем Кристину на конкурсы, выступления, поскольку я одновременно и мама, и педагог, то распевать, переодевать, настраивать, проводить за сцену приходится самой.

Как проходят выступления и конкурсы?

Для справки — само выступление длится около 3-4 минут. Подготовка в день выступления, выступление,организационные моменты,дорога туда и обратно – от 4 до 10-12 часов (!), поездки в другие города на поезде и самолете мы в расчет не берем. Выносливость и дисциплина тут играют самую важную роль. Здесь важно умение сосредотачиваться, концентрироваться, забывать об усталости, показывать свой лучший результат, преодолевать свои страхи, неудобства.

Мои источники вдохновения:

Книги о воспитании спортсменов, книги о победителях Олимпиад в разных видах спорта, книги о воспитании, по тайм-менеджменту, личностному росту. Я не просто читаю — я выписываю советы, потом пробую их применить.

Мои правила:

Не больше 2 занятий за вечер, занятия должны быть противоположными по динамике- то есть фортепиано можно сочетать с бассейном, а бассейн с танцами — повышенная нагрузка, ребенок – дошкольник будет чрезмерно уставать. Петь нужно каждый день, независимо от погоды и времени суток. Иногда приходится распеваться в 7 утра, иногда поем до 11 вечера, но продолжительность занятия регулировать по состоянию ребенка — иногда это даже 5-10 минут.

Успех не приходит сам по себе, он не бывает случайным. Все дети, которые добиваются значительных результатов в своей деятельности, благодаря поддержке родителей и педагога, прикладывают много усилий, постоянно тренируются.

Самое главное — настроиться маме. Именно от мамы зависит, какое направление деятельности будет в приоритете у ребенка, именно мама решает, когда нужно сдаться или продолжать обучение.

P.S. Кристина просится еще на карате и в школу рисования. Я пока в раздумьях.

P.P.S. Младшей Ярославе через полгода исполнится 3. Будем определяться с направлениями.

Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях.