Сейчас очень много появилось авторов и развивающих музыкальных методик. Некоторые начинают знакомить с нотами в 3 года, иногда раньше.

Знание нот-то, сколько их и как они называются, вообще никакого отношения собственно к музыке и музыкальному развитию не имеет. Это просто знаки. Для ребенка — это все равно, что выучить иероглифы или азбуку Морзе. Знание нот нужно в первую очередь для того, чтобы воспроизвести записанную мелодию голосом или на инструменте.

Ребенок может не знать, как называются ноты, но при этом чисто петь, уметь подобрать по слуху знакомую мелодию, потому что с ним занимались не заучиванием названий, а музыкальным развитием. Это тоже самое, что заучить английский алфавит, но не уметь читать и не знать ни одного слова по-английски.

Методики, в которых за каждой нотой закрепляется определенный цвет (сейчас это чаще всего цвета радуги), имеют право на существование в работе с детьми до 2-3 лет. Потому что в этом возрасте им легче ориентироваться при объяснении на цвет. Музыка в этом случае превращается в алгоритм действий — нажми синюю, потом зеленую. Это поглощает внимание ребенка, он не слышит результат своего творчества. Но этот результат радует взрослого — ребенок «играет» сам.

Можно привести пример, когда возле каждой буквы алфавита нарисована картинка-подсказка : арбуз- буква «а», тигр- «т». Вроде бы, ребенок быстро называет звуки, но если картинки убрать и показать букву на белом листе бумаги, малыш не сможет ее назвать.

Цвета могут помочь взрослым, которые никогда не учились музыке, на первом этапе сыграть на металлофоне или фортепиано простые мелодии из 2-5 звуков. Но на практике взрослый может выучить ноты сам, уделив этому 15-20 минут времени без всяческих ухищрений, останется только довести навык до автоматизма.

При обучении детей после 3 лет – объяснение материала с цветными нотами только мешает. Приходится делать двойную работу при запоминании цвета, расположения и названия звука. Профессиональные музыканты, которым напишут цветные ноты без линеек, придут в затруднение, как сыграть мелодию, потому что будут переводить цвета в привычные нотные знаки, чтобы вспомнить – зеленый цвет — это какая нота?

Музыкально развивать детей — это значить петь с детьми много простых песенок, потешек, прибауток, играть в ритмические игры, на музыкальных инструментах детского шумового оркестра, слушать классическую музыку.

Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях.