Сейчас в Москве проводится огромное количество различных конкурсов.
Конкурсы делятся по уровню:
- детские конкурсы без статуса, которые проводятся в различных Домах культуры, торговых центрах. Чаще всего они бывают открытые, то есть в них может принять участие любой желающий, подходящий по возрасту.
- региональные, областные
- Международные, Всероссийские.
По месту проведения:
- очные
- заочные (по видеозаписям)
По стоимости конкурсы делятся на:
- бесплатные
- платные
Очное участие в международных конкурсах, как правило, платное. Стоимость колеблется от 1500 до 10 000 рублей за номинацию «эстрадный вокал, соло». Участие в заочных конкурсах – от 100-300 рублей за номинацию и выше.
По направленности:
- вокальные
- многожанровые
По количеству туров:
- 1 тур очный, результат и награждение в 1 день
- 1 тур заочный по видеозаписям, ко 2 туру допускаются те, кто прошел 1 тур
- несколько очных туров, на каждом этапе жюри отбирает сильнейших. По итогам проводится гала-концерт лучших участников.
По длительности:
- 1-2 дневные, итоги подводятся в день выступления или на следующий день
- в течение недели или месяца. Если участников много, то прослушивание проводится несколько дней. Отобранные конкурсанты участвуют в гала-концерте и становятся победителями. Некоторые конкурсы длятся больше месяца. Только через месяц педагог может узнать оценку выступления членами жюри своих воспитанников.
По возрастным категориям.
Есть разные возрастные категории для начинающих малышей. В зависимости от правил, которые написаны в положении, ребенок может стать участником разных возрастных категорий. Опираясь на опыт, могу выделить несколько категорий, которые прописаны в документах о проведении конкурса. Допустим, ребенку 5 лет, он может выступать в одной группе с детьми разного возраста. Бывают следующие категории:
- 3-5 лет
- 5-6 лет
- 5-7 лет
- до 8 лет
- до 11
- до 14
Сложно представить, как жюри будет оценивать выступление 5-летнего ребенка после выступления 14-летнего, тем не менее, такие возрастные категории есть.
Мне встречались конкурсы, в которых перемешивались выступления возрастных групп, категория и жанров. То есть сначала поет солист 6 лет, следом за ним — взрослый вокальный ансамбль, потом хореография. Это очень неудобно для педагогов, потому что нет возможности послушать возрастную группу и оценить общий уровень исполнения участников. В таких конкурсах все зависит от жюри.
Как правило, одна возрастная группа одного жанра выступает друг за другом в течение определенного времени.
По количеству участников. Количество участников связано с несколькими факторами:
- значимость конкурса, его узнаваемость, профессиональный рост для педагога и участника, высокая квалификация жюри
- стоимость участия
- место и город проведения.
В некоторых конкурсах в одной возрастной категории может участвовать 10-15 человек, в других конкурсах в этой же возрастной категории – 70-100. Иногда встречаются конкурсы, в которых представлены 1-2 участника в своей возрастной категории. Это касается крайних возрастов в многожанровых конкурсах — до 5 лет и после 50.
По программе:
- исполнение 1 песни
- исполнение 2 разнохарактерных песен по круговой системе или подряд
Жюри:
- Профессиональное жюри, состоящее из певцов и педагогов, которые имеют специальное образование и опыт работы с вокалистами. Это, как правило, педагоги ВУЗов, музыкальных школ и других специальных музыкальных учреждений. Те люди, которые знают, как могут петь дети разного возраста, имеют четкие профессиональные критерии оценки
- Жюри из представителей творческих профессий. Это могут быть композиторы, продюсеры, музыкальные критики, редакторы музыкальных программ. Иногда в жюри вокальных конкурсов приглашают людей из других профессий — дизайнеров, редакторов журналов, художников, бизнесменов.
Еще немного о жюри. Иногда на конкурсах в жюри сидят организаторы конкурса, они могут выставлять своих учеников в конкурсную программу и присуждать этим детям необъективно высокие места. Способов борьбы с этим явлением не существует, просто делаем выводы и заносим в черный список конкурсов.
Критерии оценки выступления вокалистов:
- чистота интонации
- умение работать с микрофоном
- соответствие репертуара возрасту
- сценическое мастерство
- костюм, имидж артиста
По тематике:
- посвящены какой-то определенной теме — патриотические, джазовые, эстрадные, детские
- без темы
Для различных исполнителей:
- только для солистов
- только для вокальных коллективов
- смешанные конкурсы, где принимают участие и солисты, и коллективы
По награждению и распределению мест среди участников:
- только 3 победителя, остальные — дипломанты или участники
- только лауреаты 1,2,3 степеней — все дети становятся победителями
- лауреаты 1,2,3 степени плюс дипломанты 1 степени
- лауреаты 1,2,3 степени плюс дипломанты 1,2,3 степени и участники
По награждению призами:
- кубки
- медали
- грамоты.
Иногда дают медали дипломантам, кубки – лауреатам. Грамоты с указанием места дают всем.
Нужно понимать, что конкурс — это состязание и нужно правильно настроить ученика. Для детей, которые не умеют проигрывать, конкурс — это зачастую тяжелое испытание. Особенно, когда они стоят на сцене во время награждения и видят, что другим дают медали и кубки, а им нет. Тщательно взвесьте все плюсы и минусы участия ребенка в конкурсе, особенно это касается младшей группы и начинающих вокалистов.
Внимательно читайте положение конкурса, в нем прописаны все важные пункты участия. Также читайте отзывы о конкурсе и об организаторах, они могут быть противоречивыми, но истина лежит где-то посредине. Желаю всем успеха на конкурсах!