Сейчас очень популярен такой вид детского творчества, как пение. Родители с ранних лет отдают своих детей на групповые занятия по вокалу, надеясь, что у детей разовьется слух и голос, они будут красиво петь, смогут владеть своим голосом и выступать, как артисты на многочисленных концертных площадках.
Поговорим о самом сложном возрасте юных исполнителей — до 6 лет. Почему он сложный? До 6 лет, как показали исследования, наиболее стремительно развивается музыкальный слух.
Красивое и правильное пение зависит от многих факторов, которые нельзя игнорировать, один из них — это развитие музыкального слуха. От того, насколько развит слух у ребенка, зависит, будет ли ребенок петь чисто или будет петь фальшиво, искажая интонацию и не попадая в ноты.
Мы не будем брать во внимание профессиональные детские коллективы, где работе над чистотой интонации посвящают множество часов в неделю. Дети занимаются пением в группах,но дополнительно посещают уроки сольфеджио и индивидуальные занятия обучения игре на инструменте, индивидуальные занятия по вокалу, занимаются регулярно дома, то есть посвящают развитию слуха 4-6 часов в неделю дополнительно, без учета пения в хоре. Все эти занятия развивают музыкальный слух, интонационное слышание. При пении в большом профессиональном детском хоре проводится большая подготовительная работа отдельно по группам, и возраст обучающихся, как правило, старше 6 лет.
Рассмотрим пример самодеятельного хора, который посещают дети младшего возраста до 6 лет.
Может ли педагог услышать, какой ребенок неточно поет, если в коллективе 15-20 человек поют одновременно одну песню в один голос? Конечно, профессиональный педагог обязательно услышит, кто из детей поет неточно. Но при таком большом количестве детей за 2 урока в неделю, он мало что может сделать для развития голоса ребенка. Здесь нет вины педагога. Он не может уделить внимание каждому из-за ограниченности времени и большого количества участников.
Проведение занятий для самодеятельных коллективов ставит своей задачей не развитие слуха и навыков правильного вокального пения, а организацию досуга и дополнительных занятий для детей.
Что происходит на практике? Ребенок посещает вокальный коллектив 2 раза в неделю, где в группе 15-20 детей. На занятиях отсутствует слуховой контроль со стороны преподавателя и контроль со стороны ребенка за точностью исполнения, исправления фальшивых нот. Ребенок раз за разом закрепляет неправильные навыки, например, неправильное дыхание: слабый вдох с поднятием плеч, взятие дыхания посредине слова; отсутствие четкой артикуляции и дикции, неточное пение со множеством фальшивых нот, пение на горле и связках, кричащий звук.
А в 3-5 лет пение кричащим звуком очень опасно для еще неокрепших связок ребенка, это ведет к перенапряжению, вплоть до потери голоса. Ребенок старается петь громче, чтобы его было слышно среди сверстников, это особенно касается мероприятий, где отсутствуют микрофоны или их предусмотрено небольшое количество.
Даже после нескольких месяцев занятий в самодеятельном коллективе ребенок закрепляет неправильные навыки, что не приносит пользу, а в некоторых случаях может сильно навредить.
Если ребенок захочет продолжить свое обучение дальше, например, обучаться вокалу в музыкальной школе, петь сольно на сцене, участвовать в вокальных конкурсах и телепроектах, то все эти неправильные навыки придется переучивать. А это, как Вы понимаете, достаточно сложно и потребует гораздо больше времени, если бы ребенок обучался изначально правильно в небольшом коллективе или индивидуально, где каждому спетому учеником звуку уделяется пристальное внимание.
Если Вы мечтаете о том, чтобы Ваш ребенок научился красиво петь, блистал на сцене, то вокальные занятия должны быть организованы так, чтобы приносить максимальную пользу. Особенно это касается раннего возраста, где закладываются все основы правильного пения.
Это могут быть вокальные занятия в небольших группах до 6-8 человек, индивидуальные занятия с преподавателем, который составит и подберет программу обучения и репертуар, который раскроет возможности голоса Вашего ребенка максимально и результативно.
Результат обучения пению зависит от триады: преподаватель, ученик и родители. Родителям должны научиться разбираться в вокальных терминах и тонкостях обучения на элементарном уровне. Тогда не будет разочарований и сожалений о потраченном времени, когда ребенок «ходил на пение», а не умеет чисто петь и пользоваться всеми возможностями своего голоса, и приходится начинать с нуля.